Авт: Антон Обозный
OZZY OSBOURNE ОБРАТНО НА ЗЕМЛЮ
"OZZMOSIS": ДО И ПОСЛЕ
Итак, кто же повинен в столь чудовищной задержке? В
первую очередь, собственно сам Джон Майкл Осборн (паспортное имя Оззи),
ухитрившийся растянуть свою последнюю студийную сессию до бессовестных
двухлетних габаритов. Впрочем, справедливости ради стоит отметить,
учитывая патологическую леность современных рок-старс, что выпуск ими
новых альбомов менее чем после трёхгодичной паузы зачастую
воспринимается как неоправданная и подозрительная торопливость. Однако
будем блюсти хронологию.
В
июне 1992 года Осборн объявляет о начале своего прощального мирового
турне под выразительным названием "No More Tours" (в переводе - "больше
никаких туров"). Решение навсегда оставить музыкальное поприще Осборн
мотивирует якобы преклонным возрастом и желанием посвятить себя делам
семейным. "Вся моя жизнь на протяжении последних двух десятков лет -
это одно сплошное "road-movie", - сетует он. - Я устал от гостиниц, от
студий, от нескончаемых разъездов, от - того, что лишён возможности
проводить с семьёй столько времени, сколько мне хотелось бы. С меня
довольно, пришло время остепениться". Однако
на финальном концерте "No More Tours", состоявшемся 15 ноября 1992 года
в калифорнийском местечке Коста Меза, случился занятный инцидент,
положивший начало обильным сплетням на тему этической
"нечистоплотности" Осборна. Шоу, в рамках которого было организовано!
второе пришествие" оригинального состава Black Sabbath, закончилось
самым интригующим образом. Когда "чёрные саббатини", отыграв
четырёхпесенный сет из своих классических боевиков "Black
Sabbath","Fairies Wear Boots","Iron man" и неизменной "Paranoid", под
фейерверочные канонады и экстатический рёв многотысячной толпы покидали
сцену, провожаемый на пенсию Оззи подошёл к микрофону и неожиданно
провозгласил: "Я ещё вернусь!". Публика в недоумении. Занавес. Неудивительно,
что эта эскапада послужила более чем достаточной пищей для пересудов о
том, что заявление Оззи, сделанное по поводу его дезертирства с
передовой музыкального шоубиза - всего-навсего обыкновенная "утка",
ловкая рекламная фальсификация, призванная обеспечить свежие бюджетные
вливания в семейную копилку Осборнов. Какие мысли по данному поводу
роились в голове самого Оззи, сказать теперь сложно. Но, как бы там ни
было, два года он честно провёл в лоне семьи. Увлёкся охотой и
рыбалкой, купил ружьё, мотоцикл и бинокль ночного видения. За два года
музыкант появился на людях лишь однажды - 1 марта 1994 года, на
вручении "Grammy". Оззи тогда получил статуэтку за композицию "I Don't
Want To Change The World". И вот, 1995 год
приносит очередную порцию слухов, иллюстрирующих расхожий афоризм о
том, что "горбатого могила исправит". Оказывается, Осборн активно
готовит свой камбэк и совместно со Стивом Ваем спешно ваяет песенный
материал к пластинке под рабочим названием "X-Ray". В нечто официальное
эти слухи оформляются к августу, когда Осборн начинает вербовать
музыкантов для концертной группы. Сошедший следом со стапелей "Epic
Records" лонгплей "Ozzmosis" оккупирует четвертую строчку в
американском Top-100. Кстати, не в последнюю очередь этот диск
любопытен тем, что в процессе его записи Оззи впервые отказался от
стимуляции алкоголем и наркотиками. Так что же произошло? Что пробудило
динозавра британского хард-рока от беззаботной семейной спячки? "Такой
уж я человек, - смеётся Осборн. - Когда я в пути, то хочу поскорее
домой, когда оказываюсь дома - меня снова тянет в турне. Я всегда
недоволен - что ж, у меня сложный характер. Единственное, что я понял
про себя за эти два года - что завязать с музыкой мне, похоже, не
удастся никогда". 1996
год приносит свежие сюрпризы. Нашедший в себе силы на примерку
стилистических обновок (аранжировки "Ozzmosis" - выше всяких похвал!) и
записавшей едва ли не лучший альбом в своей обширной дискографии,
заслуженный хэви-металлический фигляр не собирается почивать на лаврах
и уже осенью открывает новую страницу своей витиеватой карьеры - и этой
страницей становится оставляющий за собой километры выженой земли
"OzzFest".
"OZZFEST": ЖИЗНЬ В ДОРОГЕ
"OzzFest" сегодня - один из самых крупномасштабных
и крупнобюджетных ежегодных "металлических" фестивалей, колоссальная
передвижная шоу-мистерия, организуемая стараниями жены Осборна Шэрон (которая,
как известно, не только повязана с Оззи матримониальными путами, но и
является его менеджером). Пробный "OzzFest" стартовал 14 сентября 1996
года и сразил фанатов воистину планетарным размахом и звёздным составом
команд-участниц: Sepultura, Slayer, Biohazard, Fear Factory, Danzing,
Prong, - вся элита американского "тяжмета" сошлась тогда на просторных
фестивальных подмостках. Кроме того "OzzFest" 1996 году даровал
"путёвку в жизнь" многим начинающим группам, в дальнейшем благополучно
переросшим в корпоративных монстров от "angre-металла". Ведь именно на
"OzzFest" впервые во всеуслышание заявили о себе Neurosis, Powerman
5000, Coal Chamber, Earth Crisis и Cellophane. Кстати, тем более
странно заявление Осборна относительно тиражированных
"нью-металлических" клонов, наводнивших в последние пару лет
радио-эфиры, MTV-частоты и престижные пластиночные чарты. "Мой сын
частенько слушает подобную дрянь, и каждый раз я не в состоянии найти
даже намёка на мелодию в риффах этих групп, - жалуется Осборн. - А ведь
без хорошей мелодии невозможно написать хорошую песню. Можете считать
меня старым брюзгой, но мои авторитеты в музыке остались теми же, что и
десять, и двадцать лет назад - это Джон Леннон и Пол Маккартни. И я
думаю, что всяким пустоголовым юнцам ещё очень далеко до нас,
стариков".
Однако,
назвать Осборна выжившим из ума маразматиком, слепо культивирующим
ископаемые разновидности хард-рока, навряд ли повернётся язык даже у
самого отъявленного сноба. При определённой консервативности
филофонических пристрастий, Оззи Осборн - один из самых ревностных
поборников музыкального прогресса, не чурающихся сотрудничеством с
молодыми командами - и причём не обязательно "металлического" свойства.
Например, в 1998году Осборн совместно с рэпперами из DMX и Crystal
Method записал композицию "Nowhere To Run" для звуковой дорожки к
мультфильму "South Park". Последние четыре
года Осборн занимался чем угодно, но только не сольным творчеством. Тем
не менее, "вести с полей" поступали со стабильной регулярностью: то
Оззи снова воссоединяется с Black Sabbath (был даже выпущен двойной CD
"Reunion", включавший, помимо концертного материала, пару абсолютно
свежих студийных треков), то в альянсе с пёстрыми безумцами из Coal
Chamber записывает кавер-версию Питера Гэбриэла "Shock The Monkey", то
озвучивает самого себя в компьютерном адвенчере "Ozzy's Black Skies",
то записывает бэк-вокальные партии для композиции "Vertical Man" к
одноимённому сольнику Ринго Старра, то работает над автобиог
рафией. В 2000 году Осборн сыграл микроскопическую (но бесподобную!) роль в комедии Стивена Брилла "Little Nicky". В
общем, Оззи поспевает на всех фронтах разом - но только не на том,
каком хотелось бы. Тем не менее, музыкальные масс-медиа неустанно
муссируют слухи о грядущем номерном опусе. Предварительная дата его
релиза анонсируется на начало 1997 года - но тогда Оззи выпустил
бестолковый двойной "the best" , "Ozzman Cometh", который содержал лишь
один принципиально новый трек "Back On Earth". Зато диск оказался щедро
напичкан кусками интервью, архивными записями Black Sabbath 1970 года,
скринсейверами, концертными видеофрагментами и прочей малополезной
мультимедией. 10 апреля 2001 года в дом Оззи приходит горе - умирает
его мать, долгое время страдавшая диабетом и почечной недостаточностью.
Меж
тем, релиз новой пластинки переносится бесконечное количество раз - в
одном только 2001 году дата менялась трижды. Но Осборн упорно не желает
возобновлять студийную сессию - вместо этого он развертывает очередной
"OzzFest". В конце концов, подобная коматозная волокита настолько
осточертела звукозаписывающим нуворишам из "SonyMusic", что они,
потрясая перед носом музыканта контрактными бумагами, чуть ли не
насильно затолкали его в студийные застенки, где обязали закончить
запись альбома. И вот, последняя и окончательная дата - 16 октября. Мир
скрестил пальцы, зажмурил глаза и затаил дыхание...
"DOWN TO EARTH"
Первой
альбомной ласточкой стал сингл "Gets Me Through" - распевная, тягучая,
типично "оззиковская" песнь с въедливым гитарным рифом Закка Уайлда.
"Gets Me Through" вливается в радио-ротации с 28 августа, 16 сентября
американское MTV презентует соответствующий видеоролик (снятый
скандальным клипмейкером Йонасом Экерландом), а к середине октября на
музыкальных прилавках наконец-то появляется полноценная пластинка "Down
To Earth". Веселится и ликует весь народ. На радость
обожателям и на горесть злопыхателям, диск получился именно таким,
каким его хотели слышать поклонники. На продюсерскую вахту был
ангажирован Тим Палмер, моделировавший звук для U2, Sepultura, Stabbing
Westward и Роберта Планта. Состав аккомпаниаторов, после двухгодичных
утрясок и пертурбаций, стал выглядеть следующим образом: гитарист Закк
Уайлд, басист Роберт Труджилло (ex-Suicidal Tendencies) и драммер Майк
Бордин (ex-Faith No More). Помимо них, к сотворению альбома приложил
десницу бывший участник Black Grabe, а ныне небезызвестный продюсер
Денни Сейбр (который не только оказал Осборну чисто продюсерские
услуги, но и подыграл на гитаре "Alive"). При таком персонале "Down To
Earth" просто не имел права выйти кривым боком. Более того - пластинка
отличается высокоэнергетическим уклоном в самую желанную сторону - в
этом отношении "Down To Earth" получается гораздо ближе к ставшему
каноническим "No More Tears", нежели к задумчивому "Ozzmosis", чьи
дорожки в изобилии населяли угрюмые псевдо-балладные распевы. Конечно,
"Down To Earth" тоже хватает меланхолических эпизодов, но эти печальные
мушки вовсе не раздуваются до размеров рыдающих слонов. По
недавним агентурным сведениям, 2002 год Оззи предполагает встретить в
гастрольных разъездах - уже официально подтверждён североамериканский
"Black Christmas Tour", в который Осборн отправится вместе с Робом
Зомби и Мерлином Мэнсоном. Сложно сказать,
как Оззи планирует совмещать это турне с записью нового диска в который
раз реинкарнированных в оригинальном составе Black Sabbath (которые,
кстати, выступали в качестве хэдлайнеров на "OzzFest-2001". Зная
беспрецедентное умение Осборна отлынивать от студийной работы, можно
смело предположить, что этот альбом появится в продаже ещё нескоро.
"Да, пожалуй, я не стал бы делать каких-то долгосрочных прогнозов, -
говорит Оззи. - Единственное, чего мне хочется на данный момент - это
побольше "живых" выступлений. Я уже успел соскучиться по ревущим толпам
и концертному драйву. Так что держитесь, ребята - я уже близко!"
|