Без малого год прошел с
момента, когда мы в последний раз имели удовольствие беседовать с
корифеями отечественного тяжелого рока, музыкантами группы Ария. За это
время в жизни коллектива произошло много чего - триумфальное (хоть и
омраченное некоторыми событиями - см. Dark City ..1-2) турне по стране
в компании с Rage, долгожданная запись с симфоническим оркестром,
юбилейные и весьма грандиозные концерты в Питере и Москве "в
ознаменование пятнадцатой годовщины" со дня выхода альбома 'Мания
Величия' и ... запись нового альбома! Собственно говоря, именно
последнее событие и стало мотивацией для очередного звонка неизменно
дружелюбному и словоохотливому гитаристу Арии Владимиру Холстинину. И,
как обычно, разговор получился содержательным и интересным.
Володя, на вашем сайте еще
накануне новогодних праздников появилась основная информация о новом
альбоме - список песен, фрагменты двух треков в виде аудиофайлов,
название альбома... Давай начнем с последнего - как появилось название
"Химера", и скрывается ли за ним некий смысл, быть может, даже
объединяющий все песни в подобие концепции?
"Альбом получил свое название по
первой песне, которой как раз и оказалась "Химера". А насчет концепции
- нет, мы ведь не Pink Floyd!".
Но мы уже привыкли к тому, что многие ваши альбомы - как 'Кровь За Кровь', к примеру - имели некую общую идею.
"Дело в том, что все люди в
группе выросли, у них появились убеждения, порой несовместимые с
убеждениями других. Например, есть верующие, есть неверующие... у
кого-то есть свои собственные политические взгляды, и так далее, а
потому написать "единые" тексты невозможно, каждый пишет свою песню
сам".
То есть теперь не существует тотального контроля
над процессом создания альбома со стороны главных "диспетчеров",
Холстинина и Дубинина? "Да, новый альбом
записывается вообще без продюсера, и каждый делает свои песни, не
вмешиваясь особо в дела других. Терентьев, например, сам занимался и
текстами к своим песням, и аранжировками...".
И гитары в своих песнях вы тоже прописывали сами?
"Конечно. В моих песнях
гитары прописывал я, он - в своих. Соло мы, естественно, писали для
всех песен совместно, ведь нужно же будет их еще и на концертах играть.
А так каждый из нас свою работу выполнял самостоятельно. Это произошло
не потому, что мы, скажем, имеем что-то друг против друга -
технологически проще прописывать два раза одну и ту же ритм-партию
одной и той же рукой. Так что к разногласиям в группе это не имеет
отношения, просто все работают самостоятельно и без руководства со
стороны продюсеров. С одной стороны это хорошо, потому что у каждого
есть полная свобода действий, а с другой - невозможно спрогнозировать,
когда весь процесс записи закончится".
А не получится ли, что именно из-за отсутствия надзора за процессом создания альбом может получиться слишком эклектичным?
"Мне кажется, что беда
сольных альбомов не то, что их записывали бесталанные люди, а то, что в
массе своей они, как правило, однообразны. В нашем же случае, когда все
музыканты придерживаются примерно одного направления в музыке, это
должно сработать только в плюс и украсить общую картину, придав альбому
разнообразие, которого не достает, когда делаешь все один. Мне не
кажется, что это зло, а, быть может, как раз удачное решение. Когда в
группе собираются люди, которые сами ничего не делают, не творческие
личности, а просто исполнители - тогда тяжелее, потому что кому-то
одному приходится делать все и принимать все решения. Задействована
одна голова, и в результате все получается однообразно. Мы с Дубининым
столкнулись с этим, когда делали альбом 'Игра С Огнем', который мы
полностью написали и аранжировали вдвоем. И несмотря даже на то, что
лично мне он очень нравится, я знаю что, по общим оценкам, он немножко
монотонный. А сейчас у нас группа получается очень разносторонняя:
каждый музыкант личность, каждый пишет песни. Такой вот букет, или
коллаж, мне очень нравится, поскольку то, что делает, например,
Терентьев, я бы сам никогда не сочинил, мне бы такое и в голову не
пришло. И это здорово. Даже по отзывам в Интернете видно, что две
песни, которые мы выложили на нашем сайте, поделили слушателей -
кому-то нравится одна песня, кому-то другая".
Кстати об этих файлах - после их прослушивания
мне показалось, что на этот раз вы изрядно откорректировали звучание
инструментов. Скажем, когда в преддверии выхода альбома 'Генератор Зла'
я точно также прослушал "Грязь" и "Отшельник" в виде файлов mp3, мое
внимание сразу привлек очень тяжелый гитарный звук. На этот же раз мне
показалось, что гитары звучат несколько суше... "Конечно же, кое-что
изменилось в самом процессе записи, а уж в лучшую сторону или нет -
посмотрим. Изменились некоторые чисто технические моменты: другая
последовательность микрофонов, другие приборы обработки звука, и т.д.
Все это делалось не специально, просто мы постоянно работаем над
звуком, и вот на этот раз получился такой результат. С другой стороны,
изменения произошли в мелочах, и я не думаю, что они могли кардинально
повлиять на результат".
А еще я заметил, что изменения произошли и в
части самого музыкального материала. Некоторые мелодические ходы и
гармонические последовательности не укладываются в привычные для Арии
стандарты. Вы не боитесь, что кто-то из слушателей скажет, прослушав
ваш новый альбом: "А Ария ли это вообще?". "Я помню очень хорошо свои
впечатления, когда вышла пластинка "Burn" группы Deep Purple. Я же
ожидал совсем другого риффа, как минимум "Smoke On The Water", и вдруг
услышал такое... У меня тоже был шок, я подумал: "Да что же это такое,
разве это можно слушать?" Но буквально через несколько месяцев... да
нет, каких месяцев - через несколько дней - я ходил и говорил, что это
самая лучшая пластинка в мире! Конечно, если играть все время то, чего
от тебя ждут, ты, на первый взгляд, никогда не ошибешься и всегда
будешь выдавать то, что все хотят слышать. Но ведь подсознательно
человек всегда хочет услышать что-то новое, хотя и говорит, что ему
нужно постоянно то же самое. И если ты будешь играть всегда то же
самое, то никогда не выиграешь, поэтому надо все время рисковать".
В прошлом году мы с тобой говорили о твоем
активном желании использовать в дальнейшем на альбомах группы столь
неметаллический инструмент, как мандолина. Тебе удалось воплотить свою
мечту в жизнь? "К сожалению, мандолине в
этот раз не повезло, ей места не нашлось, хотя я пытался пристроить ее
куда-нибудь... Пришлось оставить игрушку дома! Зато буквально вчера я
присутствовал на репетиции, где мы обсуждали возможность использования
в одной из песен флейты. Это песня про вампира (она так и называется -
"Вампир"), и она в средней части такая... тревожная, грустная. Я
старался сыграть соло на гитаре... и ты не поверишь - песня написана
два года назад, и все это время я пытался поиграть там какое-то соло...
Там вообще два соло - одно из них было сочинено через пятнадцать минут
после песни, а второе не сложилось и за полтора года! Потом я сел и три
недели его сочинял, придумал штук тридцать разных вариантов, и мне ни
один не нравился. Потом я попросил сыграть Терентьева. Он сыграл, я
успокоился на какое-то время, но через месяц понял, что это опять не то
- просто паранойя какая-то! Я чувствую, что это не то, не ложится
гитарный звук на песню. Песня сама по себе очень необычная, когда ты ее
услышишь, то поймешь, что у нас до этого никогда не было таких песен
вообще. Я пошел к своему другу и попросил его сыграть это соло на
флейте. Он подумал три дня, сделал несколько звуков, и я сразу понял,
что это как раз то, чего мне не хватало в этой песне, хотя он и не
сыграл конкретно ту партию, которую мне хотелось, а мы всего лишь
опробовали инструмент. Я думаю, что через неделю мы это соло запишем.
Это, конечно, тоже будет эксперимент на грани фола, но я не думаю, что
нас обвинят в опопсении из-за флейты!".
А как ты представляешь себе исполнение этой песни на концертах?
"Об этом я пока не думал,
надо сперва сделать качественную запись, и там уже будет видно. А
вообще у меня есть мечта - наш Сергей Терентьев по образованию
флейтист, и я его все время уговариваю взять себя в руки и начать
играть на флейте на концертах, но он постоянно отказывается. Я надеюсь,
что когда песня уже будет готова, мне удастся его уговорить, и он
вспомнит былое. Хотя я ему все время говорю: "Смотри, я ведь на
мандолине научился играть, хотя до этого никогда не играл на ней!" - но
он все никак не может отважиться. Но ничего, мы еще поборемся с ним!
Пока нельзя утверждать наверняка, но я почти уверен, что свою задумку с
флейтой я реализую, если остальные музыканты не будут против - у нас
ведь все-таки демократия! Эйдриан Смит однажды сказал: "В группе тебя
всегда ждет большой компромисс", - и я с ним на 150% согласен".
На какой стадии готовности сейчас находится альбом "Химера"?
"Пока еще не спето три песни,
потому что у нас заболел Кипелов, в связи с чем запись затянулась. С
ним ничего страшного не произошло, просто это такое заболевание, после
которого требуется долгий реабилитационный период".
Связана ли каким-либо образом задержка с записью
и выпуском альбома с вашей извечной "производственной проблемой" -
затянувшимся процессом написания Маргаритой Пушкиной текстов? "Я свои гитары записал еще
в августе, а в сентябре мы сыграли последние соло и записали последние
клавиши. И с тех пор мы занимаемся только записью вокала. Насчет
Маргариты я, честно говоря, не в курсе, потому что для этого альбома я
с ней ни одной вещи не сочинил, и все четыре мои песни были сделаны с
Елиным. Я ему очень благодарен, мне давно чего-то такого не хватало, и
я получил огромное удовольствие от работы со старым другом. Мы же с ним
сделали первые два альбома группы, и я рад тому, что он, наконец,
вернулся в Россию. Земля обетованная, конечно, вещь хорошая, но он же
наш человек, чего ему там делать?".
Вы ведь всегда с ностальгией вспоминали, как легко и быстро было в прежние времена работать с Елиным...
"Нет, сейчас это был
достаточно долгий процесс, мы писали каждый текст по несколько месяцев,
потому что то, что было тогда - это другой уровень. Теперь у нас
совершенно иной подход, все гораздо серьезнее. Но мне очень нравится
результат, которого мы с ним добиваемся в конце. Дело в том, что он
более гибкий человек, и если ему говоришь: "Елин, ты полное говно
написал!" - он в ответ: "Да? Ну Вова, я сейчас все переделаю". Потом
звонит, допустим, через день: "Я все переделал, послал тебе почтой...
Не обламывай меня, я же стараюсь!" То есть он гибкий человек и всегда
готов к работе. А Рита все-таки женщина и критику воспринимает очень
болезненно".
Насколько я понял с твоих слов, твоему перу на
новом альбоме принадлежат четыре песни. А каков авторский вклад
остальных твоих коллег? "Да, у меня четыре песни -
одна в соавторстве с Кипеловым, он мне там просто помог. Еще четыре
сочинил Дубинин, две - Терентьев, и одну сделал Кипелов
самостоятельно".
Кипеловская вещь - опять баллада?
"Нет, это песня про любовь,
но быстрая, по темпу она примерно как "Грязь", и называется она "Путь в
никуда". А балладой неожиданно разродился Дубинин, написал прекрасную
медленную песню. Мне она очень нравится, но, к сожалению, она еще не
спета, потому что текст к ней написали позже всего ".
Ну что же, учитывая тот факт, что новый альбом
еще не завершен, на этом остановимся и будем дожидаться выхода
компакта. А сейчас давай обсудим ваши прошлогодние юбилейные концерты в
Москве и Питере, состоявшиеся в конце октября. Как возникла идея
собрать для этих представлений всех, начиная от Грановского и Маврина,
и заканчивая тем же Елиным? "Эта идея витала в воздухе,
потому что мы все между собой общаемся, и у нас хорошие отношения,
потому что все обиды, даже если такие и были, остались далеко в
прошлом. Я давно заметил, что когда людям нечего делить, у них всегда
прекрасные отношения, как только нам стало нечего делить, мы тут же все
помирились".
В таком случае почему не было Большакова?
"С Большаковым произошла
печальная история. Он сейчас стал глубоко верующим человеком. Сперва он
дал согласие работать в этом концерте, но потом увидел на афише тыкву,
символ праздника Halloween. А поскольку Halloween, как Андрей сказал -
язычество, то он не смог переступить через свои убеждения, и пришлось
нам выступать без него... (Вздыхая)... Короче. Один я безбожник остался
в коллективе. Мне все равно, я и не знал, что это Halloween. А если у
тебя день рождения в Halloween? А если ты родился в один день с
Гитлером, то что теперь, не нужно праздновать? А вот Большаков...
Просто 30 октября у нас вышел первый альбом, поэтому и получилась вся
эта история. Мы ему объясняли сто раз, что наш концерт не имеет
никакого отношения к этому празднику..."
Ну и убрали бы эту тыкву с афиши, в чем проблема?
"Да не мы же ее нарисовали,
какая-то дизайнерская фирма... Мы же не проследили! Лично для меня
несущественно, что там нарисовано, я даже и не смотрел. Точно также
однажды был случай, когда дизайнер изобразил перевернутую звезду на
обложке альбома "Лучшие песни". А потом мне позвонил Терентьев и
сказал, что так нельзя, и что звезду нужно повернуть обратно. Я говорю:
"А какая разница?" - "Как какая разница? Ты что, не понимаешь, что это
символ ...кого-то там". Эта звездочка была во лбу у монстра, и она как
раз хорошо его характеризовала. А потом получилось, что монстр тот же,
а звездочка у него пятиконечная, только что не красная, октябрятская! Я
не знаю, хорошо это или плохо. Я перевернул ее, раз вопрос имеет для
него такое значение... Мне трудно понять верующих людей, я сам не верю
ни во что, кроме своих собственных сил, а потому я, попадая в такие
ситуации, просто не знаю, что нужно делать".
А хоть посмотреть концерт Большаков пришел?
"Нет, к сожалению не пришел.
Конечно, очень хотелось сыграть вместе "Волю и разум", пришло столько
людей - восемь с половиной тысяч человек! Для Большакова праздник не
получился. Зато были Грановский, Удалов, Маврин, Елин, т.е. практически
все музыканты, за исключением Молчанова, который находится в Бельгии и
недостижим, да еще Покровского, но это не самая большая потеря. А вот
Большакова все, конечно, очень хотели увидеть - все-таки автор четырех
песен, эпохальных в истории группы. Одна только "Воля и разум" чего
стоит! Как ему пришло такое в голову? Она похожа, конечно, на Judas
Priest, да и вообще очень простая песня, но все почему-то говорят, что
именно такой она и должна быть! Причем мне это говорят люди, довольно
образованные в плане музыки. Они говорят: "Чего вы все пишете? Вот что
надо играть - "Воля и разум"". Я отвечаю: "Ты же слушаешь джаз, ну как
ты можешь заставлять писать такую музыку? Я так не умею, это только
Большаков может, да и он, наверное, уже не может". Это у него было
откровение какое-то, а потом и Елин написал вот такие строчки, на
первый взгляд тоже дебильные...".
Давай вновь вернемся к тем концертам. Какие ощущения ты испытывал, стоя на сцене бок о бок со своими старыми товарищами?
"Безусловно, находиться на
одной сцене с Грановским и Мавриным было очень приятно. Это подобно
встрече с горячо любимым человеком, другом или девушкой, которого не
видел десять лет, когда вспоминаешь только хорошее, что у вас было, а
все плохое уже забылось давно. Все началось с поезда, по дороге в
Питер. Дело в том, что у нас есть ритуал - в поездах напиваться до
беспамятства, потому что советские поезда в больших количествах
переносить невозможно. Когда едешь в поезде впервые - это еще терпимо,
все в новинку. Но если на поездах ездишь каждую неделю, то надо
принимать какие-то меры. А меры всегда одни и те же - обожраться до
бессознательного состояния, не видеть ничего вокруг и, как Стиви
Уандер, думать при этом, что мир сказочно красив! И вот когда мы
достали бутылку водки и сказали Маврину: "Серега, пить будешь?", - он
ответил: "Конечно нет, ведь завтра концерт". Но через три часа хождений
по вагону он все же зашел к нам в купе, сел... Поскольку я начал на три
часа раньше его, ты мы с ними выпили еще пару рюмок, а потом я ничего
не помню. Проснувшись часа через четыре, я увидел Маврина сидящим на
том же месте и с абсолютно стеклянными глазами! И тут я понял, что
ничего не изменилось, что Сергей такой же, как и раньше, и что он как
будто бы никуда от нас не уходил. И вот такие пьяные мы и поехали
дальше на работу - правда, до концерта оставались еще целые сутки".
Ну хорошо, а не намереваетесь ли вы ознаменовать выход нового альбома очередной грандиозной концертной акцией?
"Сейчас идет речь о концерте
в Олимпийском, куда мы рассчитываем собрать шестнадцать тысяч человек.
Конечно, сначала должен выйти новый альбом. А потом, если повезет,
весной попробуем поднять это дело. Это будет, конечно же, не рядовой
концерт, потому что нужно очень сильно постараться, чтобы пригласить
столько зрителей. Идеи уже есть, планы у нас наполеоновские, так что
будем работать над этим!".
Антон ВОЛКОВ
Журнал "Dark City", 2001 г., . 3
|